Главная / Статьи / Евразийский Союз: прошлое, настоящее, будущее.

Евразийский Союз: прошлое, настоящее, будущее.

К списку cтатей

Интеграция в Евразии

     Интеграция на пространстве бывшего СССР бередит умы граждан России с момента распада советского государства. Те кто родился в СССР и жил в нем там хотя бы некоторые годы сознательной жизни с грустью вспоминают эту утрату не из-за потери коммунистической идеологии и не из-за утраты благосостояния, а из-за потери общего культурного многонационального пространства и ощущения защищенности благодаря мощи достигнутой общими усилиями русского народа и тех многонациональных сил которые он объединил.

     В течение 23 лет существования новой России предпринимались неоднократные попытки объединения этого пространства. Но все эти попытки увы оказались не очень плодотворны. Давайте разберемся почему:


История усилий


     В 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил проект евразийского союза государств. Но тогда не удалось найти оснований для политического объединения. Все государства были уверены, что их самостоятельность от политического руководства союзного государства даст им больше возможностей для развития, а Россия не готова была отказаться от претензий на безусловное лидерство в политических процессах и экономике. 

     В итоге в ходе длительных консультаций пришли к соглашению о поиске только экономических оснований для будущего объединения.

     10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (вступил в силу 30 мая 2001 года). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
     В мае 2001 года были приняты документы, регламентирующие работу основных органов Сообщества — Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
     В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
     7 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге на саммите организации Центрально-Азиатского сотрудничества было принято решение объединить Организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» с ЕврАзЭС.
     В августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, — Белоруссии, России и Казахстана.
       2 ноября 2006 года парламент Казахстана ратифицировал протокол к соглашению между правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан. Согласно условиям протокола, при сохранении безвизового режима между государствами-членами ЕврАзЭС вводится единый перечень документов для перемещения граждан упомянутых государств по территории сообщества.
      6 октября 2007 года в Душанбе прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. План действий по формированию Таможенного союза был рассчитан на три года. Также было принято решение о формировании комиссии Таможенного союза — наднационального органа. Россия получила в нём 57 % голосов, а Казахстан и Белоруссия — по 21,5 %.
     После образования Таможенного союза в декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. 

     В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ[3]. В ходе саммита ЕврАзЭС Владимир Путин объявил о начале реализации планов по созданию Евразийского экономического союза на основе будущего Единого экономического пространства[4].

     24 октября 2013 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поскольку с созданием Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана ЕврАзЭС как организация, во многом дублирующая его функции, не будет нужна. При этом входящие в ЕврАзЭС, но не планирующие вступать в ЕАЭС Киргизия и Таджикистан, по словам Назарбаева, могли бы присоединиться к Таможенному союзу в качестве стран-наблюдателей, а Армения может стать членом Таможенного союза[5].
10 октября 2014 года главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года[6].

2015 год 


     1 января 2015 года договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу. 1 января начал функционировать сайт Евразийского экономического союза (ЕАЭС), размещенный по адресу www.eaeunion.org.
     2 января 2015 года Армения официально вступила в ЕАЭС.
В соответствии с Договором о присоединении к ЕАЭС — 29 мая 2015 года Кыргызстан официально вступит в ЕАЭС.

Состав:
• Республика Беларусь 
• Республика Казахстан
• Республика Киргизия 
• Российская Федерация 
• Республика Таджикистан 
• Армения 


     В итоге проведенной в течение более 20 лет работы только 6 республик бывшего СССР, включая Россию вошли в состав эконономического союза. Более того на сегодняшний день можно говорить о том. Что три республики это Литва, Эстония и Латвия безвозвратно потеряны для будущей интеграции и являются членами Европейского Союза и стремятся укреплять свою оборону против России и ее союзников, а Молдавия, Украина, Грузия стремятся вступить в НАТО и интегрироваться в европейские структуры и политические и экономические. 
     Можно долго рассуждать о западном ориентировании Прибалтики и тяготении Средней Азии и ее республик к исламу, объясняя их нежелание интегрироваться с Россией. Но это никак не объясняет поведение Украины – части общего русского мира трех братских республик России, Белоруссии и Украины. Также не объясняет поведение Грузии которая была спасена от турецких посягательств русской армией и всегда была в прекрасных отношениях с русским народом.
     Также позиция Средне -Азиатских республик и Казахстана в том числе говорит о том, что для них европейские ценности ближе нежели ориентация на Азию и вероятно если бы географически они были бы близки к Европе выбор они бы сделали однозначно в пользу Европейского Союза.
     Так в чем же дело? Почему явные экономические выгоды от сотрудничества в пределах пост-советского пространства не приближают республики СССР друг к другу несмотря на почти четверть века усилий по интеграции?


Многонациональные государственные образования на территории Евразии


     Мы помним что на территории нашей Родины существовало несколько крупных государственных образований. Это Киевская Русь, Монгольская империя, Российская Империя выросшая из Московского Княжества. Частично территории входившие в состав российской империи и СССР в прошлом принадлежали Восточно-Римской империи и с нее мы и начнем наши рассуждения. 


Восточно-Римская империя (Византия)- 1058 лет


     Официально годом «рождения» Византии считается 395 год, когда Римская империя разделилась на две части. Западная часть пала в 476 году. Восточная - со столицей в Константинополе, просуществовала до 1453 года.

     «Византией» ее назвали уже позже. Сами жители империи и окружающие народы называли её «Римской». Столица была перенесена из Рима в Константинополь в 330 году, ещё во времена единой Римской империи. После потери западных территорий империя продолжала существовать в урезанном виде с прежней столицей. Учитывая, что родилась Римская империя в 753 году до нашей эры, а погибла под грохот турецких пушек в 1453 году нашей эры, она просуществовала 2206 лет.
     Византия была христианской империей. Императоры Византии были хранителями христианской веры со времен Константина Великого, но при этом на территории империи проживали народы других вероисповеданий и не испытывали притеснений. Можно сказать, что христианство в данном случае было тем связующим государственным цементом который не только не угнетал другие народы но и был гарантией тысячелетнего совместного существования. Надо отметить что римская империя была христианской чуть более тысячи лет, но при этом в прошлом всегда отличалась тем, что строго следила за исполнением культов государственных официальных божеств. За всю свою историю она никогда не отличалась не религиозным плюрализмом не светскостью.

     Византия находилась в перманентном состоянии войны. Византии нередко приходилось первой в Европе встречать неведомых завоевателей, диких кочевников, уничтожавших всё на своём пути.
     Можно сказать, что впервые религиозная война произошла не у мусульман с их джихадом или католиков с их крестовыми походами а именно в Византии. В начале VII века Византия стояла на краю гибели — враги теснили со всех сторон и самым грозным из них был Иран.          В самый критический момент — когда враги подступили с двух сторон к столице — византийский император Ираклий провозглашает священную войну за христианскую веру, за возвращение Животворящего Креста и других реликвий, захваченных иранскими войсками в Иерусалиме (в доисламскую эпоху государственной религией в Иране был зороастризм). Церковь пожертвовала на священную войну свои сокровища, тысячи добровольцев были снаряжены и обучены на деньги церкви. Впервые византийская армия шла на персов, неся впереди иконы. В тяжёлой борьбе Иран был повержен, христианские реликвии возвратились в Иерусалим, а Ираклий превратился в легендарного героя, которого даже в XII веке вспоминали как своего великого предшественника крестоносцы.
     После падения Византии подавляющее большинство византийцев — от аристократов и учёных до ремесленников и воинов — бежало от турок в католическую Италию.
Многовековые связи между средиземноморскими народами оказались сильнее религиозных разногласий. И византийские учёные заполнили университеты Италии, а отчасти даже Франции и Англии. Влияние Византии на европейский Ренессанс Сотни византийских учёных, бежавших от завоевавших их родину турок, взявших с собой свои библиотеки и произведения искусства, вдохнули новую энергию в европейское Возрождение. В отличие от Западной Европы, в Византии изучение античной традиции никогда не прерывалось. И всё это наследие своей, греческой, цивилизации, намного более огромное и лучше сохранённое, византийцы принесли в Западную Европу. Не будет преувеличением сказать, что без византийских эмигрантов Возрождение было бы не таким мощным и ярким. Византийская учёность оказала влияние даже на Реформацию: оригинальный греческий текст Нового Завета, пропагандировавшийся гуманистами Лоренцо Валлой и Эразмом Роттердамским, оказал большое влияние на идеи Протестантизма. Изобильная Византия Богатство Византии — факт довольно известный. 


Монгольская империя - 60 лет

     Монгольское государство — государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингис -хана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии (площадь ок. 38 000 000 квадратных километров). Столицей государства стал Каракорум.
В период расцвета включало обширные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета. Во второй половине XIII века начался распад империи на улусы, во главе которых стояли Чингизиды.
     В ходе объединения огромных масс кочевых народов населявших степь образовалась огромная армия против которой никто из представителей того времени не мог противостоять. Одержав победы над татарами и кераитами, Темучин занялся упорядочиванием своего народа-войска. Зимой 1203—1204 годов был подготовлен ряд реформ, заложивших основу Монгольского государства.
     Одна из важнейших реформ касалась реорганизации армии, которая была разделена на тысячи, сотни и десятки. Таким образом совершенствовались управляемость и дисциплина, а главное — искоренялся родовой принцип организации войск. Теперь продвижение по службе определялось личными способностями и преданностью хану, а не близостью к родовой аристократии.
     В марте 1206 года недалеко от истоков реки Онон собрался курултай, где Темучин был избран великим ханом с титулом Чингис-хан. Провозглашалось создание Великого монгольского государства. Принцип деления распространялся не только на армию, но и на весь народ. Тысячей, сотней и десятком называлось теперь такое количество населения, которое должно было выставить соответствующее число воинов. «Пусть записывают в Синюю роспись „Коко Дефтер-Бичик“, связывая затем в книги, росписи по разверстанию на части всеязычных подданных». Всё устройство государства подчинялось главной цели — войне. В отношении к религии новая империя отличалась исключительной толерантностью и терпимостью так как народов исповедующих разные религиозные верования было множество то главным было то чтоб при отправлении культов приносилась молитва за императора а в остальном монголы не препятствовали в том числе и покровительствовали. Также дело обстояло и с христианством.
     В последней четверти XIV века Монгольская империя перестала существовать.
Монголы в эпоху империи столкнулись со многими административными проблемами. Это была самая крупная империя, включавшая в себя самую большую в мировой истории смежную территорию. Она простиралась от современных Польши на западе до Кореи на востоке, и от Сибири на севере до Оманского залива и Вьетнама на юге, охватывающих около 33 млн км?[18], (22 % от общей площади Земли) и с 1/3 населения Земли (160 миллионов человек, при том, что всего в мире на тот момент жило около 480 миллионов человек).                  Прямыми или косвенными военными действиями монголы сократили население Земли ~ на 10 % (население одной только Средней Азии сократилось на 10 млн. человек). При освоении Нового Света англо-саксы, испанцы и португальцы истребили больше индейцев, но меньше в процентном отношении от тогдашнего населения Земли. Амир Темур, тюркский (барлас) правитель Средней Азии, прославился 30 млн. погубленными, в особенности в Пакистане и Северной Индии.

     Джувейни сообщает, что «поскольку Чингис не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу». В изложении Ясы от Макризи отмечается, что «Чингисхан приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них».
     Монгольская империя, будучи в самом расцвете самой большой империей в истории, существенно повлияло на объединение крупных регионы, некоторые из которых (например, восточная и западная части России и западные районы Китая) остаются едины и по сей день, хотя и в других формах правлений. Но в целом империя не оставила после себя никаких серьезных культурных или научных достижений и сегодня о ней можно вспоминать скорее как о негативном периоде в истории Евразии. Надо сказать, что именно отсутствие общего идейного стержня этой империи и привело ее в итоге к распаду на части исповедующие различные религии.

Киевская Русь – Российская империя - 1000 лет

     С момента основания государства князем Рюриком до падения монархии в Российской империи в 1917 году наша страна имела огромную историческую летопись которую вряд ли имеет смысл здесь всю пересказывать, но надо отметить главные этапы развития русского государства. 
     Киевская Русь - государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей. При этом объединительная роль рода Рюриковичей сыграла большую роль в истории России как при создании государства так и при его развитии в будущем.
     В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237—1240).
     Стоит особо отметить факт который повлиял на объединение Руси как на начальном этапе так и в будущем. Осознавая что в русской земле существует духовная раздробленность. Которая приводит и к усобицам меж князей и подданных князь Владимир приход к необходимости принятия единой веры. Князь Владимир Святославович (980 — 1015 гг провел религиозную реформу — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
     “Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”
Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).
Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.
     Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).
     Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
     Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный.
     Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
     Христианство способствовало ускорению развитию производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.                                              Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.                                                Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.                                            Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.                              Московское государство- Постепенно перебарывая влияние монголо-татарского ига центр государственного управления перемещается из Киева в Северо-Восточную Русь и под крылом московских князей становится Московское Княжество лидером русского мира. При Иване Грозном и его преемниках понятие «Московское государство» употреблялось в узком смысле и являлось тождественным древнему Московскому княжеству. В полный титул царей входили названия ранее самостоятельных русских княжеств и республик, к которым со временем стали применять термин «государства». Вся территория, состоявшая под властью царя и называвшаяся Российским царством, понималась современниками как конгломерат этих государств-княжеств, то есть как множество престолов, занимаемых единым монархом. Встречающееся в различных документах и произведениях словосочетание «Московское государство Российского царства» обозначало лишь центральную область Российского царства, включающую местонахождение царского престола. В том же ключе следует понимать и название известного литературного памятника французского путешественника Жака Маржерета — «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского», написанного в 1608 году. В соборной клятве 1613 года говорится: «…что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства Государем Царем и Великим Князем всея России Самодержцем — Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу». В связи с этими обозначениями единство русских земель всегда определялось не только столом государя, но и кафедрой митрополита православной церкви. Которая переместилась из Киева в Москву и именно этот факт был решающим для понимания русского единства. Именно православная вера скрепляла власть Московского государя над Русью. В дальнейшем идея развития права московского государя на всю русскую землю была развита в тезисе старца Фелофея. Выдающимся подвижником Спасо-Елеазаровой обители и, как предполагают, учеником Ефросина, был старец Филофей (предположительно 1465–1542), который ввел формулу "Москва – Третий Рим".

     «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».. 
Эта формула делала московских государей защитниками православной веры всюду и провозглашала Россию христианской империей охранительницей мира и именно этим определяла ее миссию в мире. Именно это в будущем предопределило развитие России, рост численности ее населения и территории.
     Российская империя – более трехсот лет существования Российской империи от Петра Великого до Николая Второго страна прошла огромную эпоху развития и больших исторических побед. Ее территория многократно увеличилась и при этом население неуклонно росло. Страна всегда имела одну государственную религию православную христианскую веру и при этом на ее территории проживали многочисленные народы: мусульмане, буддисты, иудеи. Которые имели возможность спокойно исповедовать свою веру. Надо сказать, что Россия всегда продолжала ощущать себя охранительницей христианства и неоднократно становилась участниками союзов европейских держав для сдерживания натиска ислама на Европу. Некоторые войны в Европе проводились без территориальных приобретений исключительно с целью оказания помощи братским православным народам. Русская православная церковь и в периоды Московского государства и в период империи имела ключевую духовную укрепляющую роль в цементировании государства.

Союз Советских Социалистических Республик – 69 лет

     Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик, также СССР, Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии. СССР занимал почти 1/6 часть обитаемой суши Земли[9]; на момент распада был самой крупной по площади страной мира. Образован на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского царства и некоторых других территорий.Согласно Конституции 1977 года, СССР был единым союзным многонациональным социалистическим государством.
     Советское государство основывало свою жизнь на идее установления коммунизма и отказывала религиозным воззрениям в праве на существование причисляя их к атавизмом прошлых веков. Основная политика по объединению граждан в СССР строилась на единстве классовом с интернациональным подходом ко всему национальному. В период советской власти все проявления русской самоидентичности считались проявлением национализма и пресекались государственными органами. Хотя всю свою истории СССР сталкивался в национальных республиках с проявлениями национализма и нещадно боролся с ним. Надо сказать что СССР был государством также объединенном одной идеей и смог распространить свое влияние на огромные территории в Европе и других континентах. Но основная идея коммунизма была в преимуществе социалистической системы и коммунистической системы в экономике перед капитализмом и эта парадигма и потерпела крах. Так как на практике оказалось что в капиталистических странах население живет комфортнее и более обеспечено экономическими результатами труда нежели в соцстранах. Так как экономика являлась базовым аргументом о преимуществах системы то с опровержением этого тезиса и вся система перестала существовать. Можно говорить о многих тяготах которые пережил СССР и войны и разрузха, но при этом другие государства имели еще худшие стартовые условия но смогли не только воспрянуть но и стать лидерами мировой экономики. 

Выводы:
     На территории Евразии существовало два крупных государственных образования Византия и Россия принцип существования которых и идея объединения базировались на религиозных общих взглядах ее населения на православной христианской вере и ее морально-нравственных и культурных основаниях. Также были два государства Монгольская империя и СССР которые основывались на пранматичных основаниях без государственной религии или религиозно-философского течения общего для всех. В Монгольской империи основой было административное устройство и структура военной организации главными. В СССР главными были преимущества социалистического способа хозяйствования перед другими способами. В итоге государства основанные на вере просуществовали более тысячи лет, а государства основанные на прагматических принципах не дотянули и до сотни. Вернее конечно их распад и угасание и перешагнул столетний рубеж. Но это более походит на инерцию распада. Чем на развитие государственного организма.

Перспективы интеграции Евразии

     Если принять во внимание те примеры, которые мы только что рассмотрели можно сделать вывод что сегодня то объединение, которое мы знаем как ЕАЭС и основанное на прагматических экономических основаниях не имеет перспектив для своего долгого существования. Если о нем можно вообще говорить как о сколько нибудь существенном факторе международной политики. Мы уже видим стремление Казахстана к созданию союза тюркских государств основанных на общей истории тюркских народов и его приверженность европейским либеральным принципам. Остальные государства также остаются сторонниками идей национального развития без делегирования сколько нибудь серьезных политических и экономических полномочий общему центру. И практически все они предпочли бы Европу и вступление в Европейский Союз. Так в чем же преимущество Европейского Союза перед Евразийским? Ведь этот союз создавался также как экономический союз государств. На самом деле это не совсем так. Европейский Союз формировался вокруг хорошо проработанной и оформленной в развитии философской западной мысли либеральной идеи. Эта идея притерпевая свое развитие или упадок всегда стремилась к установке приоритетов интересов личности над интересами общества и интегрировала эту идеологию в законодательство и систему правосудия своих стран. Сегодня либеральная идеология в своем определенном контексте и является той реальной идеологической основой нового транс-атлантического общества, которое строят ЕС и США. Эта модель. Так как никто не представил на суд мира другую успешную модель сегодня стала «идеальной» в понимании мировой общественности и через ее призму рассматривается вся система отношений государственных, экономических. Культурных и религиозных.

     Имеет ли какую то концепцию развития Евразийский Экономический Союз? Нет не имеет. Все участники этого объединения в той или иной мере поддерживают взгляды либерального мира и основывают свои отношения внутри объединения только на экономических основаниях. Так имеет это образование перспективы? С моей точки зрения безусловно нет.
     Особо надо подчеркнуть то насколько сложно идет интеграция в этот Союз республик Украина и Белоруссия без которых этот союз государств конфигурацией начинает быть похож на Монгольскую империю. Которая как известно мало что позитивного оставила в своей истории для мира. Молдавия, Грузия, Армения также не спешат присоединяться к новому образованию. Усилия России, которая ценой экономических уступок пытается купить лояльность бывших братьев по СССР скорее всего не приведут ни к чему что можно было бы назвать долгосрочными стратегическими отношениями надежных партнеров. Так как Россию никак нельзя сегодня назвать богаче европейского союза и США и с точки зрения экономики эти проекты также показывают преимущества перед ЕАЭС.
     Скорее и более перспективнее в этом формате объединения можно говорить о БРИКС, так как экономические ресурсы этого объединения намного более впечатляющие и масштабные и он может выступить реальным конкурентом транс-атлантического экономического гегемона США и ЕС с союзниками. Поэтому ЕАЭС недолговечен.


Направления интеграции.

     Наиболее перспективным для России является продолжение своей исторической миссии воспринятой ею от римской империи по охранению христианской религиозной, нравственной и культурной традиции, к чему вполне можно добавить охранение традиционного ислама, который имеет много последователей и в России и в Европе. Также представляется что развитие нацизма в Европе может стать большой угрозой для традиционных религий.
     В этом смысле разработка идеи охранительницы традиционной Европы в союзе с государствами являющимися истоками европейской цивилизации Италией. Грецией, Францией, Великобританией, Германией и православными славянскими странами могла принести для мира новую идею строительства большого евразийского дома или Большой Европы от Лиссабона до Владивостока, но с учетом бережного охранения традиционных культур в том числе религиозных культур. В этом смысле большое значение имеет выработка новых подходов к развитию экономики и системы правовой основанной на традиционных ценностях без слепого движения в сторону новых «ультра-либеральных» течений западной мысли.

     Можно говорить о конкретных действиях России по продвижению своего участия в интеграционных процессах:
- четко объявить о себе как о государстве стоящем на страже религиозных ценностей христианства и традиционного ислама, предложить модель сбалансированных интересов личности и общества;
- предложить новую модель демократического устройства отличающуюся от западной модели основанной на том, что побеждает тот, кто контролирует ресурсы, демократия в которой соревнуются капиталы а не идеи перестает иметь право называться демократией;
- провести модернизацию в экономике на основе интересов человека и сделать потребление безопасным и не вредящим человеку, а производство экологически безопасным.
Если Россия сможет предложить миру и республикам постсоветского пространства новую модель общественных отношений но несмотря на все сопротивления можно будет говорить об интеграции прежде всего народов представляющих европейскую цивилизацию, что является наиболее важным.

     Именно смешение европейских народов с азиатскими на территории России порождает новую общность российскую цивилизацию, которая за счет синтеза культур и достижений мировой мысли способна породить новые идеи для дальнейшего развития человечества.