Главная / Статьи / СВОД нравственных принципов и правил хозяйствования

СВОД нравственных принципов и правил хозяйствования

К списку cтатей

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 10pt; }p.cjk { font-size: 10pt; }p.ctl { font-family: "Times New Roman"; font-size: 10pt; }

Настоящий свод нравственных принципов и правил предлагается для добровольного принятия руководителям предприятий и коммерческих структур, предпринимателям и их сообществам, работникам, профсоюзам и всем другим участникам экономических процессов, в том числе го­сударственным органам и общественным объединениям, вовлеченным в хозяйствование.

Этот документ не повторяет положений законодательства. Не затрагивает он и технической конкретики эконо­мических отношений, которая регулируется специальными установлениями государства и профессиональных сооб­ществ.

Сформулированные ниже нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях, данных Бо­гом, а также на опыте их усвоения христианством и други­ми религиями, традиционно исповедуемыми в России. Впрочем, эти принципы и правила не следует восприни­мать как буквальное толкование библейского текста. Ско­рее речь идет о положениях, вытекающих из Божиих запо­ведей в их широком понимании, а также из многовекового религиозно-нравственного наследия, в том числе российского.

Свод нравственных принципов и правил описывает иде­альную модель хозяйствования, которая не существует сейчас, но к воплощению которой можно и должно стре­миться в повседневности. Возможно, реальность еще дол­го не будет соответствовать данному документу. Но нельзя заранее говорить, что цель следования ему недостижима, ибо в стремлении к чистой совести и достойной жизни человек с помощью Божией может пройти сколь угодно трудными путями, даже если дело касается такой непростой сферы человеческого бытия, как экономика.

I. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

В истории России были разные подходы к вопросу о приоритете материального или духовного, частных или общественных интересов. Духовный идеал много раз при­носился в жертву утилитарным интересам и наоборот. В одни периоды общественное предпочиталось личному, в другие - личное общественному.

Эта проблема становилась предметом дискуссий "иосифлян" и "нестяжателей", западников и славянофилов, общественных деятелей постсоветского периода. Однако сам факт таких дискуссий показывает, что частная и общая польза, духовное и материальное суть равно неотъем­лемые части человеческого бытия.

Вот почему нельзя пренебрегать ни духовным идеалом, ни стремлением к материальному благу, ни своими жизненными интересами, ни пользой ближнего и общества.

Исторически российская духовно-нравственная тради­ция по преимуществу склонялась к приоритету духовного над материальным, к идеалу самоотвержения личности ради блага народа. Впрочем, крайности такого выбора при­водили к страшным трагедиям.

Помня это, мы должны создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы лич­ности и общества. Этой гармонизации, как показывает исторический опыт, содействуют правила, основанные на библейских принципах.

II. Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

Культ богатства и нравственность в человеке несовме­стимы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, соци­альную "войну всех против всех".

Стяжание богатства ради богатства заведет в тупик и личность, и дело, и национальную экономику.

Богатство - само по себе не благословение и не наказа­ние. Это прежде всего испытание и ответственность.

Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служе­ния идеалам добра и справедливости.

Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответствен­но, "вкладываются" в социальную стабильность. Если че­ловек созидает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пре­небрегая интересами других, - он преступает нравствен­ный закон и многое теряет в экономическом смысле.

Чем больше собственность, тем значительней власть человека над другими людьми. Поэтому использование собственности в хозяйствовании не должно носить узко­эгоистический характер, противоречить общему интересу.

Честное хозяйствование исключает обогащение во вред обществу. Благосостояние добросовестных предпринима­телей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и приумножения ими общественно полезных благ.

Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии эконо­мических решений.

Уровень потребления и стандарты качества жизни дол­жны быть разумными и умеренными, учитывать состояние окружающей среды.

Деньги - лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело - настоящее, захватывающее целиком, - вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным.

Бедность или богатство человека сами по себе не гово­рят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнрав­ственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды.

Бедность - это испытание, как и богатство. Бедный че­ловек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышать свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния. Государство, об­щество и бизнес должны помогать ему в этом.

III. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.

Обладая властью над материальными средствами и людьми, работодатель, в том числе государство, должен чувствовать ответственность за свои экономические реше­ния, за действия своих работников и за последствия таких действий.

Честность и профессионализм в отношениях с клиен­том и деловым партнером завоевывают доверие и укрепляют экономическое положение предприятия, в то время как "нечестная игра" обрекает его на неизбежный крах.

Соблюдение устных и письменных договоренностей служит основой гармоничных отношений в экономике. На­против, невыполнение обязательств приводит к снижению авторитета делового сословия, да и авторитета всей стра­ны.

Общество должно порицать подобное поведение. Фор­мы порицания могут быть разнообразными (отказ в лич­ном общении, публичный бойкот, исключение из профессиональных сообществ).

Те же правила применимы к недобросовестным работ­никам, не исполняющим определенное трудовым догово­ром. Предприятие способно быть успешным только при взаимном исполнении обязательств внутри коллектива.

Государство призвано принимать законы, поддержива­ющие и развивающие культуру исполнения обязательств. При этом оно само должно быть примером такой культуры, особенно в сфере экономики и управления, в области вы­полнения политических обещаний. Важнейшая функция государства заключается в эффективном контроле над соблюдением договоренностей.

Недопустимы на рабочем месте и в деловых отноше­ниях такие пороки, как сквернословие, непристойное пове­дение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярность.

Нельзя пользоваться добрым именем своей фирмы для достижения частных целей, извлекая личную выгоду в ущерб общему делу.

Обман покупателя в сфере услуг и торговле ведет к потере доверия и нередко к банкротству предприятия. Хам­ство, лень, небрежность, неопрятность работника, сопри­касающегося с клиентом, отталкивают последнего и тем наносят ущерб делу.

Нравственное участие в хозяйствовании выражается, в том числе, в вежливости и корректности, сохранении са­мообладания в любой ситуации, уважении к чужому мне­нию, даже если оно ошибочно.

Не случайно в России главный лозунг делового сосло­вия звучал так: "Прибыль превыше всего, но честь превы­ше прибыли". Деловая репутация - это долгосрочный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется.

IV. Человек - не "постоянно работающий механизм". Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

Постоянная однообразная работа, даже интеллектуальная, духовно обедняет личность и приводит к ее деграда­ции. Ничто не может оправдать отказа человека от закон­ного времени отдыха, выходных дней и полноценного от­пуска. Помимо этого, человек должен иметь возможность для перемены сфер и видов деятельности.

Предпринимателям, власти и обществу необходимо заботиться об интеллектуальном, духовном и физическом развитии каждой личности. Капитал материальный и фи­нансовый сегодня невозможно ни создать, ни удержать без капитала интеллектуального - добровольного приложения человеком своих способностей, умений и знаний. Ему дол­жны быть доступны знания и сокровища культуры, возможность реализовать себя через образование, научную и творческую деятельность. Употребленная на это часть

Стяжание богатства ради богатства заведет в тупик и личность, и дело, и национальную экономику.

Богатство - само по себе не благословение и не наказа­ние. Это прежде всего испытание и ответственность.

Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служе­ния идеалам добра и справедливости.

Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответствен­но, "вкладываются" в социальную стабильность. Если че­ловек созидает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пре­небрегая интересами других, - он преступает нравствен­ный закон и многое теряет в экономическом смысле.

Чем больше собственность, тем значительней власть человека над другими людьми. Поэтому использование собственности в хозяйствовании не должно носить узко­эгоистический характер, противоречить общему интересу.

Честное хозяйствование исключает обогащение во вред обществу. Благосостояние добросовестных предпринима­телей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и приумножения ими общественно полезных благ.

Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии эконо­мических решений.

Уровень потребления и стандарты качества жизни дол­жны быть разумными и умеренными, учитывать состояние окружающей среды.

Деньги - лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело - настоящее, захватывающее целиком, - вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным.

Бедность или богатство человека сами по себе не гово­рят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнрав­ственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды.

Бедность - это испытание, как и богатство. Бедный че­ловек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышать свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния. Государство, об­щество и бизнес должны помогать ему в этом.

III. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.

Обладая властью над материальными средствами и людьми, работодатель, в том числе государство, должен чувствовать ответственность за свои экономические реше­ния, за действия своих работников и за последствия таких действий.

Честность и профессионализм в отношениях с клиен­том и деловым партнером завоевывают доверие и укрепляют экономическое положение предприятия, в то время как "нечестная игра" обрекает его на неизбежный крах.

Соблюдение устных и письменных договоренностей служит основой гармоничных отношений в экономике. На­против, невыполнение обязательств приводит к снижению авторитета делового сословия, да и авторитета всей стра­ны.

Общество должно порицать подобное поведение. Фор­мы порицания могут быть разнообразными (отказ в лич­ном общении, публичный бойкот, исключение из профессиональных сообществ).

Те же правила применимы к недобросовестным работ­никам, не исполняющим определенное трудовым догово­ром. Предприятие способно быть успешным только при взаимном исполнении обязательств внутри коллектива.

Государство призвано принимать законы, поддержива­ющие и развивающие культуру исполнения обязательств. При этом оно само должно быть примером такой культуры, особенно в сфере экономики и управления, в области вы­полнения политических обещаний. Важнейшая функция государства заключается в эффективном контроле над соблюдением договоренностей.

Недопустимы на рабочем месте и в деловых отноше­ниях такие пороки, как сквернословие, непристойное пове­дение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярность.

Нельзя пользоваться добрым именем своей фирмы для достижения частных целей, извлекая личную выгоду в ущерб общему делу.

Обман покупателя в сфере услуг и торговле ведет к потере доверия и нередко к банкротству предприятия. Хам­ство, лень, небрежность, неопрятность работника, сопри­касающегося с клиентом, отталкивают последнего и тем наносят ущерб делу.

Нравственное участие в хозяйствовании выражается, в том числе, в вежливости и корректности, сохранении са­мообладания в любой ситуации, уважении к чужому мне­нию, даже если оно ошибочно.

Не случайно в России главный лозунг делового сосло­вия звучал так: "Прибыль превыше всего, но честь превы­ше прибыли". Деловая репутация - это долгосрочный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется.

IV. Человек - не "постоянно работающий механизм". Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

Постоянная однообразная работа, даже интеллектуальная, духовно обедняет личность и приводит к ее деграда­ции. Ничто не может оправдать отказа человека от закон­ного времени отдыха, выходных дней и полноценного от­пуска. Помимо этого, человек должен иметь возможность для перемены сфер и видов деятельности.

Предпринимателям, власти и обществу необходимо заботиться об интеллектуальном, духовном и физическом развитии каждой личности. Капитал материальный и фи­нансовый сегодня невозможно ни создать, ни удержать без капитала интеллектуального - добровольного приложения человеком своих способностей, умений и знаний. Ему дол­жны быть доступны знания и сокровища культуры, возможность реализовать себя через образование, научную и творческую деятельность. Употребленная на это часть рабоче­го времени окупится сторицей. Дальновидный работодатель будет заботиться и о развивающем досуге работни­ков.

Ведь личность, потенциал и таланты которой всесто­ронне раскрылись, принесет максимальную пользу и обществу в целом, и конкретному делу в экономике.

V. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование - это социально ответственный вид де­ятельности.

Национальное хозяйство саморазрушается без эффективных мер социальной защиты. Работник, который не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, ли­шен доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию, - никогда не будет трудиться с радостью и удовлетворением. Отсутствие социального обеспечения заставляет его искать дополнительные возможности заработка на стороне, что отрицательно сказы­вается на его профессиональном уровне. Цель труда тако­го работника - в социальном выживании, а не в сознательном и целенаправленном созидании. Потеря трудоспособности равнозначна для него потере всего.

Напротив, уверенность человека в завтрашнем дне со­здает предпосылки для профессионального роста, позво­ляет выстраивать долгосрочную стратегию развития предприятия.

Работникам предприятия должны быть открыты возможности для ответственного участия в управлении им, в соответствии с их профессиональным уровнем и образовани­ем, дабы люди могли почувствовать себя партнерами, со­причастными судьбе общего дела.

Работодатель, в том числе государство, должен нести публичную ответственность за свое участие в программах социального и пенсионного страхования.

На государстве лежит ответственность за сохранение жизни, здоровья и человеческого достоинства пожилых людей, инвалидов, обездоленных детей. Оно должно не только помогать нетрудоспособным, но и создавать усло­вия для развития дел милосердия, совершаемых предпри­ятиями, религиозными и общественными объединениями, отдельными гражданами.

Степень благосостояния общества напрямую зависит от его отношения к нетрудоспособным и старикам. Выде­ление части доходов на помощь пожилым и больным людям, инвалидам и обездоленным детям должно быть нор­мой для любого рентабельного предприятия, а также для любого состоятельного работающего человека, в том числе наемного работника.

Предприятия призваны уделять повышенное внимание пенсионерам и инвалидам, вложившим свой труд в их бла­госостояние. Признание работодателем нынешних и про­шлых трудовых заслуг своих работников примиряет прошлое с будущим, укрепляет успех его дела.

VI. Работа не должна убивать и калечить человека.

Создание достойных условий труда, строгое соблюде­ние техники безопасности на производстве - сфера повы­шенной ответственности работодателя, в том числе государства.

Впрочем, и работник должен ответственно относиться

к требованиям безопасности, не допускать халатности, пьянства, особенно при обращении с опасной техникой. Он должен помнить, что своей безответственностью подчас ставит под угрозу жизнь и здоровье других людей.

Труд для наемного работника - основной источник средств к существованию. Поэтому необоснованное увольнение, низкая оплата труда, несвоевременная или непол­ная выплата заработной платы ставят его на грань выжи­вания. Напротив, бережное отношение работодателя к труду, здоровью и жизни ближнего несет благо и для него са­мого, и для работников.

Предприниматели должны отказаться от противозакон­ных методов ведения дел с употреблением насилия и угрозы силой.

Стремление к успеху любой ценой, презрение к жизни и здоровью другого - преступно и порочно.

VII. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.

Всю материальную помощь, оказываемую бизнесом политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации, необходимо делать общеизвестной и проверяемой. Тайная помощь такого рода подлежит публичному осуждению как безнравственная. Частные СМИ должны откровенно говорить об источниках, размерах и расходовании своих средств.

Производственные и предпринимательские структуры, полностью или частично принадлежащие государству, не должны делать политических предпочтений.

В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.

Недопустимо нелегитимное вовлечение органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разреше­ние хозяйственных споров. Отстаивание бизнесом своих интересов перед властью должно быть законным и откры­тым для общественного контроля.

Лица и структуры, виновные в совершении тяжких преступлений, особенно связанных с коррупцией, должны быть неприемлемы как деловые партнеры и участники предпринимательского сообщества.

Нравственно ответственный бизнес не может иметь ничего общего с такими явлениями, как торговля людьми, проституция, порнография, медицинское и духовное шар­латанство, незаконный оборот оружия и наркотиков, поли­тический и религиозный экстремизм.

VIII. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравствен­ный закон, вредит обществу и себе.

Государство, предприниматель, работник, любой гражданин должны бережно относиться к общему и любому другому имуществу. Привычка с легкостью воровать у го­сударства, соседа или коллектива, портить их собствен­ность - должна быть осуждена и изгнана из нашей жизни. Тот, кто берет из общего или чужого кармана неположен­ное, подлежит публичному позору.

Хищение у партнера по бизнесу, лишение его оговорен­ной части общей прибыли - должно становиться общеиз­вестным и непременно вести к санкциям со стороны предпринимательского сообщества.

Одной из форм хищения является несправедливое распределение плодов труда среди партнеров и работников. Общество не должно делиться на сверхбогатых и сверхбедных.

Производство и все другие виды хозяйствования не должны наносить невосполнимого ущерба природе, кото­рая есть достояние не только всех ныне живущих на Зем­ле людей, но и будущих поколений. Те природные ресур­сы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и по возможности заменять восполнимыми ресурсами. Экологическая сторона деятельности всех хозяйствующих субъектов должны быть прозрач­на для общества, открыта для контроля с его стороны. Уча­стие в проектах, направленных на защиту окружающей сре­ды, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий - важнейшая задача делового сословия.

Предприниматель должен помнить, что неуплата нало­гов, положенных по закону, - это хищение у сирот, стари­ков, инвалидов, других самых незащищенных людей. Пе­редача в виде налогов части своего дохода на нужды общества должна превратиться из тягостной обязанности, исполняемой подневольно, а иногда и вовсе не исполняе­мой, в почетное дело, достойное благодарности общества.

Сокрытие доходов, незаконный увод капиталов за рубеж равнозначны обкрадыванию своих соотечественников.

Обкрадывают своих работников и те, кто не платит им достойного жалования, обрекая людей на нищету и озлобление, лишая их радости труда. Определяя размеры вознаграждения за труд и той доли прибыли, которая расхо­дуется на зарплату, должно руководствоваться принципом справедливости, не оглядываясь на стандарты тяжелого прошлого или примеры беднейших стран. Нельзя злоупотреблять отчаянием людей, соглашающихся на низкую зар­плату ради хлеба насущного.

Оплата труда не может быть ниже прожиточного мини­мума. Она должна позволять человеку не только полно­ценно питаться, но и приобретать необходимые для быта товары, растить детей, обеспечивать себя жильем.

Те, кто не выплачивают людям зарплату, систематически задерживают ее, допускают ее уровень ниже прожиточно­го минимума, - достойны общественного порицания.

Государство, существующее на средства народа, дол­жно соразмерно определять свою долю в общественном богатстве. Необременительные налоги - одна из основ эф­фективного и нравственного хозяйствования, при котором граждане могут без излишних тягот оплачивать государ­ственные расходы.

Конкуренция является достойной и нравственно оправ­данной, если не разрушает деловые отношения.

Самый надежный партнер по сделке - тот, кто уверен в порядочности своего коллеги. Чем больше доверия к твое­му делу, тем быстрее растет его доходность. Честность -это инвестиции в будущее.

При ведении конкурентной борьбы нельзя пользовать­ся нравственно ущербными приемами. Так, предпринима­тель не должен допускать публичного оскорбления конкурентов, распространять заведомо ложную или непроверен­ную информацию о своих деловых партнерах.

Реклама, содержащая откровенный обман, эксплуати­рующая половой инстинкт, побуждающая человека к пьян­ству, курению, использующая душевную незрелость детей и подростков - должна считаться делом безнравственным и не поддерживаться предпринимательским сообществом. Нельзя оскорблять в рекламе религиозные и национальные чувства людей.

X. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравствен­но завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

Необоснованное изъятие собственности подрывает экономическую стабильность, разрушает веру людей в спра­ведливость.

Национализация частной собственности нравственно оправдана только тогда, когда ее использование заведомо противоречит интересам общества, угрожает безопасности и жизни людей. В любом случае изъятие собственности должно проводиться строго по закону и при условии спра­ведливой компенсации.

Это в равной степени относится к процессам отчужде­ния государственной и общественной собственности. Ее незаконный захват почти всегда сопровождается разруше­нием национальной экономики и страданием миллионов людей.

Приватизация - не самоцель. Нравственно оправдана законная передача общественной собственности в част­ные руки, следствием чего должны быть реальное улуч­шение качества товаров и услуг, снижение цен, укрепле­ние экономики, построение динамичного, справедливого и гармонично развивающегося общества.

Незаконное перераспределение собственности - все­гда преступление перед обществом, нарушение нравствен­ного закона. Частное лицо, завладевшее имуществом путем обмана, не имеет морального и юридического права называться собственником. В подобном случае государство призвано восстановить справедливость, следуя закону и нравственному долгу.

IX. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

Конкуренция - один из двигателей экономики. Монопо­лизм равнозначен консервации и отсталости. Результаты добросовестной конкуренции служат интересам общества, она ставит его членов в равные условия, предоставляет им право выбора.

Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь чело-век с добрым сердцем и светлым умом, духовно зре­лый, трудолюбивый и ответственный, - сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу. Пусть так будет в России, вступившей в XXI век.